По данным организации «Международная амнистия», правительство Танзании планирует прекратить прямую подачу отдельными лицами и группами лиц жалоб на нее в Африканский суд по правам человека и народов (АСП).
Правительство восточноафриканской страны имеет самое большое число дел, возбужденных отдельными лицами и НПО, а также решения, вынесенные против него судом по правам человека, согласно амнистии.
«Из 70 решений, вынесенных судом к сентябрю 2019 года, 28 решений, или 40 процентов, были на Танзании», — говорится в заявлении для печати Amnesty, опубликованном в понедельник.
Что такое Африканский суд по правам человека и народов?
Это главный суд по правам человека в Африке, с местом в Аруше, Танзания. Созданный Африканским Союзом в 1998 году для обеспечения защиты прав человека на континенте, Африканский суд был ратифицирован в 2004 году, а первые судьи были назначены в 2006 году.
Суд может вынести решение о том, нарушило ли государство права человека, изложенные в африканской хартии прав человека и народов, которая охватывает все-от права на образование до права на свободу передвижения или участия в управлении государством. Суд может также расследовать нарушения других договоров о правах человека.
В принципе, суд обладает широкими полномочиями для рассмотрения широкого круга нарушений прав человека, если конкретная страна подписала договор или конвенцию, которые она считает нарушенными.
Суд не принимается по всей Африке: он может выносить решения только по нарушениям в 30 из 55 государств-членов АС, ратифицировавших протокол о его создании.
Случаи, по которым он принял решения, включают в себя постановление 2018 года о том, что законы Мали о детских браках противоречат международным стандартам в области прав человека, и приказ Руанде выплатить денежную компенсацию политзаключенному за нарушение прав женщины.
Каким образом нарушения прав человека доводятся до сведения Африканского суда?
Теоретически, есть три пути.
Во – первых, страны, подписавшие протокол, могут возбуждать дела-или, например, если Мозамбик считает, что Замбия нарушает права некоторых своих граждан, он может подать жалобу на страну в суд по правам человека.
«Но практика показала, что государства неохотно возбуждают дела друг против друга», — сказал Майкл Ньярко, руководитель отдела судебных разбирательств и адвокатуры Центра права Прав Человека Университета Претории в Южной Африке, отметив, что ни одно государство еще не возбудило дело с момента основания суда в Аруше.
Во-вторых, Африканская комиссия и африканские межправительственные организации могут также ходатайствовать перед АКПП о рассмотрении того или иного дела. На сегодняшний день, однако, они принесли только три случая, «так что это действительно не работает», — прокомментировал Ньярко в телефонном интервью DW из Претории.
Третья возможность заключается в том, чтобы частные лица и НПО, представляющие интересы частных лиц, непосредственно подавали жалобы в суд по правам человека.
Это составляет подавляющее большинство дел, которые рассматривает суд — из 238 заявлений, которые он получил к сентябрю 2019 года, 223 были от частных лиц и 12 от НПО .
Как Танзания может лишить людей возможности подавать иски?
Люди могут подавать иски только в том случае, если они являются гражданами страны, которая подписала факультативную декларацию, согласившись на это. В настоящее время только девять африканских стран подписали эту факультативную декларацию, и одной из них является Танзания.
В 2016 году Руанда отказалась от этого варианта, заявив, что этот шаг был необходим для того, чтобы те, кто принимал участие в геноциде 1994 года, не получили доступ к суду и не использовали его в качестве платформы.
Теперь Танзания также направила уведомление Африканскому союзу о том, что она хочет сократить этот вариант, оставив только людей в семи из 55 государств – членов АС с возможностью подачи жалобы по правам человека.
Координатор правозащитной деятельности в Африке организации «Международная амнистия» Яфет Биегон подверг критике этот шаг как подрывающий авторитет и легитимность суда, назвав его «откровенным предательством усилий в Африке по созданию сильных и авторитетных региональных органов по правам человека, которые могут осуществлять правосудие и подотчетность.»
Африканский эксперт по правам человека Ньярко согласен с тем, что этот шаг является ударом по суду.
«Наличие индивидуального доступа-это, пожалуй, самая важная часть судебных процессов, потому что если люди, чьи права нарушены, фактически не могут обратиться в суд, то это снижает эффективность суда», — сказал он.
«Это действительно довольно странно [что Танзания выходит], потому что если у одного государства есть моральный долг фактически разрешить доступ к отдельным лицам. Танзания-это именно то государство; именно они принимают у себя суд, и если им положено подавать пример, то они должны его возглавлять.»
Разве не было предпринято шагов, чтобы превратить его в африканскую версию Международного уголовного суда, МУС?
Что-то вроде того. В 2004 году африканские лидеры согласились объединить Африканский суд по правам человека и народов с африканским судом правосудия (который еще не начал функционировать).
В 2014 году они решили продлить мандат этого предлагаемого нового суда, чтобы позволить ему преследовать 14 международных преступлений, в том числе международные преступления геноцида, военные преступления, преступления против человечности и преступления агрессии
Теоретически это позволит африканскому суду судить как тех, кто причастен к преступлениям, таким как крупномасштабные наркоторговцы или транснациональные корпорации, ответственные за загрязнение окружающей среды, так и военных преступников и тех, кто подозревается в нарушениях прав человека.
Однако ни одно государство еще не ратифицировало соглашение, и «на самом деле нет большой готовности от имени самих государств, сказал Михаил Нярко.
Несмотря на отсутствие прогресса, идея создания расширенного или объединенного Африканского суда по правам человека часто рассматривается как позитивное событие, которое могло бы обеспечить африканцам активную роль в отправлении правосудия вместо того, чтобы принимать решения МУС .
«Что еще более важно, это скажет жертвам в Африке, что лидеры серьезно относятся к своим потребностям в правосудии», — пишет Марам Махди в недавней статье для Института исследований безопасности, африканской исследовательской организации.
Но поскольку Танзания лишает жертв нарушений прав человека возможности добиваться возмещения ущерба, похоже, что континенту еще предстоит пройти долгий путь.